Как правило, все люки на дорогах, тротуарах, газонах обыватели называют «канализационными». Если он открыт, сдвинут или из него вытекает вода, сразу поступает звонок в диспетчерскую службу водоканала об устранении неисправности. На самом деле, далеко не все люки канализационные.
Люки смотровых колодцев – так на самом деле называют эти инженерные конструкции, и они различаются по типу подземных коммуникаций, на которых устанавливаются. Под люком может быть канализация, водопровод, газопровод, пожарный гидрант, а также электрокабель, телефонный кабель или теплопровод.
Определить какой это люк можно по нанесенным на крышке люка символам.
К, ГК - канализация
ГТС (городская телефонная сеть), Т (телефон), ТС (телефонная связь).
В - водопроводный
Г - газопроводный (люк всегда должен быть жёлтого цвета)
ТС - теплопроводный
Г, ПГ - пожарный гидрант подземный.
Часто нарекания вызывает место расположения люков – на проезжей части автомобильных дорог. На небольшом по площади пятачке их может быть даже несколько. Это связано с тем, что к люку у обслуживающей организации должен быть постоянный доступ. Если при проектировке не удалось разместить все нужные конструктивные узлы в пределах одного колодца, то делаются уже два. Или же второй колодец может быть построен позже, когда коммуникации расширяются, а возможности расширить первый колодец (или вообще протянуть через него) нет.
Есть и «легендарное» объяснение такого размещения колодцев. Считается, что в советское время подземная инфраструктура проектировалась таким образом, чтобы до нее можно было добраться, даже если в рядом стоящее здание попадет бомба, и все обвалится. А если серьезно, то в этой легенде есть определенный смысл. Магистрали трубопроводов и кабельканалов делают таким образом, чтобы их можно было ремонтировать, в том числе и открытым способом, т.е. копать так, чтобы минимизировать риск повреждения фундаментов зданий.